Статьи

English English

Яндекс цитирования

При использовании материалов, размещенных на сайте www.bekkin.ru, ссылка на автора обязательна! Любое несанкционированное использование размещенных на сайте материалов преследуется по Закону.

Ислам в Петербурге и Ленинградской области
Мусульманская община Кронштадта XIX — начала XX в. // Эхо веков. - 2016. - № 1-2. - С. 238-245.
Татары в Санкт-Петербурге: конебойный промысел (XIX — начало XX в.) // Эхо веков. - 2015. - № 3-4. - С. 259-264.

Блюда из конины были основным мясным кушаньем, распространенным среди татар-мусульман, проживавших в Петербурге в XIX — начале XX в. Поэтому нет ничего удивительного в том, что купцы-мусульмане видели перспективу в открытии конебоен, которые покрывали бы потребности в конине их единоверцев. Петербургские конебойни, как правило, располагались в южных районах города или близлежащих окрестностях.

«Покорнейше просим татар чтобы небыло...» // Эхо веков = Гасырлар авазы. – 2014. – № 3-4. – С. 260-265.

В статье рассматриваются два анонимных письма, поступивших на имя управляющего петербургским рестораном «Медведь» в 1906 г. с требованием уволить официантов-татар. Автор предлагает несколько наиболее вероятных причин, побудивших неизвестного к их написанию. Статья предваряется кратким экскурсом в быт татар, служивших официантами в петербургских ресторанах в начале XX в.

Надмогильные памятники польско-литовских татар на Ново-Волковском кладбище в Петербурге// Zycie Tatarskie. - 2014. - № 39 (116). - P. 18-36.

С Петербургом связаны судьбы многих польско-литовских татар. Об их жизни в столице Российской империи мы узнаем, как правило, из письменных документов: личных дел студентов, обучавшихся в петербургских университетах; адресных книг; газетных и журнальных статей; реже – писем и дневников. Все эти источники в той или иной степени позволяют лучше узнать историю польско-литовских татар в Петербурге. Но история эта будет, на наш взгляд, неполной, если мы оставим без внимания место, где обрели вечный покой мусульмане, постоянно проживавшие или временно оказавшиеся в городе на Неве и его окрестностях – магометанском участке Ново-Волковского кладбища.

Штрихи к портрету мусульманских общин на Карельском перешейке // LiteraruS – Литературное слово. - 2014. - № 3 (44). - С. 8-14.

История мусульманских общин в Финляндии вызывает интерес как финских, так и российских исследователей. Сферой пересечения интересов историков и краеведов из России и Финляндии является территория Карельского перешейка, среди жителей которого были последователи ислама, сформировавшие небольшие, но заметные общины. Мусульмане селились в основном в двух крупнейших населенных пунктах: в Выборге и Териоках. Автор сосредоточил свои усилия на установлении точного нахождения объектов, связанных с жизнью мусульманских общин в этих двух городах. Автор благодарит за помощь краеведов Александра Браво (г. Зеленогорск) и Аллу Матвиенко (г. Выборг) за помощь в сборе материалов.

Забытые мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга // История Петербурга. - 2014. - № 1. - С. 81-85.

Поначалу я хотел назвать эту статью «Утраченные мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга». Однако данное название не до конца раскрывало бы суть рассматриваемой проблемы. В наши дни много старинных кладбищ утрачено, но они продолжают существовать в человеческой памяти. Но бывает и так, что вслед за физическим исчезновением надмогильных памятников вскоре исчезает и память о тех, кто под ними погребен. Подобная судьба постигла большую часть мусульманских некрополей на территории Петербурга и Ленинградской области. В настоящей статье рассматривается история возникновения в XVIII – начале XX века мусульманских кладбищ на территориях, административно входящих в наши дни в состав Петербурга и Ленинградской области. Вне рамок исследования остался Магометанский участок Ново-Волковского кладбища в Петербурге.

«Деревня сомалийцев» в Санкт-Петербурге // Четки. – 2011. – № 3 (13). – С. 184-187.

В мае 1912 г. при скоплении большого числа зевак в Петербурге на территории Демидова сада, располагавшегося по адресу: Офицерская улица, дом 39 (ныне — улица Декабристов), был открыт первый в России Луна-парк. Его основателем и владельцем был петербургский предприниматель, купец первой гильдии Хабибулла Хасанович Ялышев — один из выдающихся представителей татарского купечества Петербурга.

История исламоведения
The Islamic Studies Department of Petrograd State University (One Little Known Page of A.E. Schmidt's Biography) // Manuscripta Orientalia. - 2014. - Vol. 20, No. 1. - June. - P. 59-67.
Исламская экономика
The Experience and Challenges of Islamic Insurance in the Post-Soviet Space: Case Studies of Russia and Kazakhstan // Kyoto Bulletin of Islamic Area Studies. - 2015. - Vol. 8. - March. - P. 141-154.

This article discusses how an Islamic insurance (takaful) model has been implemented in two CIS-countries (Russia, Kazakhstan) in recent years. The author examines legal regulation of takaful in countries where a special legislation on takaful was not adopted (Russia) or is in draft form (Kazakhstan). The author also notices inconsistent use of Islamic finance and takaful terminology by legislators in Kazakhstan. In the case of Russia the article tells about a number of attempts to set up takaful business in the absence of specific legal regulation for such type of insurance. Special attention is paid to the attempts to launch of takaful products (non-life insurance) by Evro-Polis company in the Republic of Tatarstan (Russian Federation) in 2012.

Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. - 2014. - № 3. - С. 148-164.

Шариатский совет — один из ключевых органов в системе исламских финансов. Несмотря на существование стандартов, определяющие принципы функционирования и функции шариатского надзора, деятельность шариатских советов в разных странах имеет серьезные отличия. В статье анализируется опыт разных стран по регулированию шариатского надзора в сфере исламских финансов.

Организационно-правовые основы исламского страхования (такафула) // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 1 (49). - С. 268-271.

В статье рассматриваются организационно-правовые основы исламской модели страхования. Анализируются мусульманско-правовые институты, используемые в качестве правовой основы для реализации принципов такафула.

Исламское или мусульманское право? (К вопросу о правовых аспектах исламских финансов) // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 4 (48). - С. 429-430.

В научной литературе часто встречаются термины «мусульманское право» и «исламское право». При этом авторы, предпочитающие использовать один из указанных терминов или оба в качестве синонимов, зачастую не задумываются о различиях между ними. Между тем, прояснение этих различий важно для понимания роли и значения фикха в наши дни — как в мусульманских, так и немусульманских странах. Особое значение это имеет для изучения правового регулирования институтов исламской экономики

Исламское финансовое право и его роль в регулировании исламских финансов // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманит. науки. - 2013. - Т. 155. Кн. 3. Ч. 2. - С. 134-144.

Статья посвящена анализу правового регулирования статуса и деятельности исламских финансовых институтов. Исламское финансовое право рассматривается как самостоятельный раздел в мусульманском праве (фикхе), предпринимается попытка сконструировать основные принципы формирования данного раздела. В статье обозначены те подразделы исламского финансового права, которые требуют первостепенного изучения.

Страхование в мусульманском мире: к истории вопроса // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). - С. 267-269.

В статье представлена краткая история развития страховых отношений в мусульманском мире. По мере развития страхового бизнеса в среде мусульман все острее ставился вопрос о соответствии страхования шариату. Ханафитский (Hanafi) юрист (scholar) Ибн ‘Абидин (Ibn ‘Abidin) (1784–1836) объявил подобную практику недозволенной с точки зрения шариата. Однако если договор страхования был заключен в немусульманской стране, мусульманин — владелец груза — имел право требовать возмещения стоимости имущества в случае его утраты или порчи. В дальнейшем мусульманские правоведы ссылались на мнение Ибн ‘Абидина, объявляя нелегитимным не только морское страхование, но и другие виды страховой защиты. Однако были правоведы, которые объявляли страховую практику дозволенной, независимо от того, где был заключен договор: в мусульманской или немусульманской стране. Например, Мухаммад ‘Абду (‘Абдо) (Muhammad ‘Abdu), объявивший страхование жизни дозволенным с точки зрения шариата. Однако большинство мусульманских правоведов в Новое время придерживалось точки зрения Ибн ‘Абидина

Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути? // Восток (Oriens). - 2012. - № 5. - С. 99—112.

Статья посвящена различным теориям развития в мусульманском мире во второй половине XX – начале XXI в., среди них – арабский социализм, исламский социализм, Третья мировая теория Каддафи, тоухидная экономика, концепция золотого динара. Автор рассматривает исламскую экономику лишь как один из возможных вариантов применения исламских принципов при осуществлении хозяйственной деятельности.

Тоухидная экономика как разновидность исламской экономической модели // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2 (42). - С. 448-450.
Исламская экономика как учебная дисциплина в российских вузах // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С. 380-381.
Золотой динар – вызов мировой финансовой системе или утопия? // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 3 (35). - С. 213-218.

В статье золотой динар рассматривается и как исламский финансовый институт, и как альтернатива исламской финансовой системе

Яндиев М.И., Беккин Р.И. Кредит в структуре рыночной котировки в свете исламского финансового законодательства // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1 (33).
Ислам и международный межбанковский валютный рынок Форекс

В последнее время все больше мусульман - предпринимателей и бизнесменов - задаются вопросом: является ли торговля на международном валютном рынке Форекс дозволенной с точки зрения шариата? Мы попросили ответить на этот вопрос доктора экономических наук, преподавателя МГИМО (У) МИД РФ Рената Беккина.

Значение операторов денежных переводов для финансовой системы в условиях неразвитости банковского сектора (на примере Сомалиленда) // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 4 (32). – С. 264-266.

В наши дни никого не удивишь тем, что при одном и том же банке можно воспользоваться услугами различных систем денежных переводов. Гораздо реже нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда операторы денежных переводов выполняют некоторые функции банков. Сомалиленд — одна из тех стран, где подобная практика получила широкое распространение.

Исламские налоги как эффективный инструмент решения социально-экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 3 (31). - С. 480-481.

В статье рассматривается опыт обращения к закяту как к исламскому налогу в условиях современной России. Автор анализирует проблемы, стоящие на пути развития исламского налогообложения в России.

Вакф как современный исламский финансовый институт // Pax Islamica. - 2009. - № 1 (2). - С. 146-161.
Исламские финансы в Азербайджане // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 1 (29). – С. 307-310.

В статье дан анализ современной банковской системы Азербайджана. Азербайджан — страна с традиционной банковской системой, и за исламскими банками здесь не признается особого статуса. В республике по всем официальным документам действует единственный исламский банк «Каусар банк» (Kauthar bank), фактически являющийся традиционным банком.

Сомалиленд: беспроцентная финансовая система // Проблемы современной экономики. – 2008. - № 4 (28). – С. 243-247.

По мнению автора, сфера микрофинансов могла бы успешно реализовывать социальные функции исламских финансов. Анализ экономики Сомалиленда показал, что отсутствие исламских финансов в стране связано с неразвитостью финансового сектора. Исследованы кредитная, страховая и налоговая сферы экономики Сомалиленда

Киргизия - новый центр исламского банкинга в регионе // Банковская практика за рубежом. - 2008. - № 9.
Исламские банки в Казахстане // Банковская практика за рубежом. - 2008. - № 8.
Принципы и перспективы сотрудничества России и Исламского банка развития// Вестник внешней торговли. – 2008. - № 3. – С. 6-9.
Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. - 2008. - Вып. 3. – сентябрь. – С. 105-114.
Теоретические истоки исламской экономической доктрины в Средние века // Pax Islamica. - 2008. - № 1. - C. 99-123.
Перспективы экономической интеграции мусульманских стран // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2 (26). – С. 382-387.
Малайзия: дуалистическая модель исламской экономики // Проблемы современной экономики. – 2008. - № 1 (25). – С.393-394.
Сомалилэнд: хаваладары в роли банкиров// Банковская практика за рубежом. - 2008. - № 1.

В 1991 году де-факто перестало существовать единое государство Сомали. Начавшаяся тремя годами ранее гражданская война привела к распаду страны на три государственных образования - Сомалилэнд, Пунтлэнд и собственно Сомали. Первые два так и не были признаны мировым сообществом, хотя реально сформировались как государства, в то время как юг Сомали представляет собой совокупность разрозненных территориальных единиц, управляемых разными кланами. Между Сомалилэндом и Пунтлэндом тлеет пограничный конфликт. Реальная его причина - спор за территории, где обнаружены запасы нефти, а также экономическая борьба за получение доходов от таможенных пошлин и портовых сборов между портом Босасо (столица Пунтлэнда) и Берберой (крупнейший порт в Сомалилэнде).

Исламская экономика: между капитализмом и социализмом// Вопросы экономики. - 2007. - № 10.

В статье предпринята попытка выяснить, что представляет собой исламская экономика, или исламская экономическая модель. Проводятся параллели между исламским, капиталистическим и социалистическим методами хозяйствования. Автором затрагиваются такие вопросы, как отношение к частной собственности, свободному рынку, ссудному проценту. В статье также анализируются эволюция и современное состояние исламской экономики как науки.

Исламская экономика в Пакистане// Проблемы современной экономики. – 2007. - № 4 (24). – С. 390-394.
Трансграничные денежные переводы: история и современность (на примере хавали)// Проблемы современной экономики. – 2007. - № 4 (24). - С. 376-380.
Исламская экономика в Судане// Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3 (23). – С. 446-447.
Золотой динар как исламская валюта// Ислам в современном мире. - 2007. - № 2 (8).
Беккин Р.И., Прудникова Ю.О. Механизм функционирования исламских облигаций// Рынок ценных бумаг. - 2007. - № 14. - С. 19-22.
Исламская модель беспроцентной экономики и современность// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. - 2007. - Вып. 2. - июнь. - С. 79-89.
Исламская ипотека и ее современные модификации// Проблемы современной экономики. - 2007. - № 1 (21). - С. 348-350.
Экономические взгляды Ибн Халдуна (1132-1406 гг.)// Проблемы современной экономики. - 2007. - № 2 (22). - С. 406-408.

Особое место в ряду мусульманских экономистов средневековья принадлежит первому в мире социологу, ученому-энциклопедисту `Абд ар-Рахману Ибн Мухаммаду Ибн Халдуну ал-Хадрами (1332-1406 гг.). Самой крупной работой Ибн Халдуна является `Большая история`, или `Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров` (`Китаб ал-`ибар:`). Однако большую известность приобрело не само указанное сочинение в целом, а `Введение` (`Мукаддима`) к нему, где на основе экономических взглядов рассматривается родоплеменная организация кочевых и оседлых бедуинских племен, содержится информация о социально-экономической жизни эпохи, в которую жил Ибн Халдун...

Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности// Вопросы экономики. - 2007. - № 2. - С.141-157.

В статье раскрываются исторические особенности отношения к ссудному проценту в различных хозяйственных системах, где экономические агенты в ходе принятия решений руководствовались религиозными и этическими постулатами. Особое внимание уделено исламской экономической модели как наиболее успешной попытке создания альтернативы системе судного процента.

Практическое применение исламской экономической модели: опыт Турции// Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3/4 (19/20). - С. 479-481.
ИРАН: ОПЫТ ИСЛАМИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ// Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - № 4 (46).
Особенности функционирования исламских финансовых институтов: российский опыт// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. - 2006. - Вып. 2. - июнь. - С. 168-192.

В статье рассматривается опыт применения исламской экономической модели в России на примере ее отдельных институтов: исламских банков, страховых компаний, вакуфных учреждений и т. д. Анализируются ошибки, допущенные при учреждении и функционировании различных институтов исламской экономики. При написании статьи автор использовал собственный опыт работы в исламском банке и страховой компании.

Исламская экономическая модель и проблемы ее применения в России// Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - № 1 (43).
Хавала - важный инструмент в экономических отношениях на мусульманском Востоке// Проблемы современной экономики. - 2005. - № 3/4 (15/16). - С. 407-408.

В статье описаны механизмы действия таких традиционных исламских кредитно- денежных инструментов как суфтаджа и хавала. Показано, что хавала - перевод долга от одного должника к другому является важным инструментом в финансовых отношениях на мусульманском Востоке. По оценке автора, хавала является общепринятым методом расчетов во многих государствах современного мира.

Исламская экономическая модель в мусульманском мире: некоторые исторические факты // Проблемы современной экономики. – 2004. - № 4 (12). – С. 272-280.
ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО СТРАХОВАНИЯ// Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском обществе. Материалы Шестого Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. Москва, 9-11 июня 2003 г. - М., 2004. - С. 18-22.
Ранние формы страхования в мусульманском обществе (на примере институтов "дийа" и "закят") // Проблемы современной экономики. - 2003. - N 3-4 (7-8). - С. 181-183.

Многим читателям, интересующимся исламом, известны такие институты, как дийа и закят. Однако не все знают, что в средние века они, помимо прочего, выполняли некоторые функции страхования.

Мусульманское право и институт страхования// Проблемы современной экономики. - 2002. - N 2. - С. 120-122.
Некоторые элементы исламской экономики // Проблемы современной экономики. - 2002. - N1. - С. 89-92.

Статья отличается от многих других по содержанию. Довольно-таки ценный материал. Был ранее опубликован в книге Беккина "Страхование в мусульманском праве". Автор книги (не являясь алимом) привел мнения многих исламских ученых по рассматриваемой проблеме. На мой взгляд, проявил объективность. Хотя, можно утверждать, что 20-30 % материала (если не больше) вызывают опасения по поводу соответствия Шариату. Тем не менее, книгу следует признать весьма полезной и оригинальной.

(Рецензия на статью с одного фундаменталистского сайта - http://sedqa.by.ru/islam_econ.html )

Мусульманское право
Исламская форма правления - монархия или республика?// religion.russ.ru - 2001. - 7 дек.
Международная Амнистия и права человека в мусульманском праве (на примере Саудовской Аравии)// Востоковедный сборник. - М.: 1999. - С. 31-51.
Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (на примере четырех суннитских мазхабов)// Международное право = International Law. - 1999. - N 2. - С. 73-82.
Экономика КНР и других стран СВА
Идеальные отношения между Россией и Кореей в XXI веке// Республика Корея в сочинениях россиян. 1997 год. - Б.м.: 1997. - С. 104-112.
Поиск


Купить книгу
Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты/ Под ред. Р.И. Беккина. - М.: Ummah, 2004. - 283 с.
Мусульманское право: Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам / Под ред. Р.И. Беккина. - М., 2010. - 320 с.
(C) Ренат Беккин, 2004 - 2013