Учебные материалы

English English

Яндекс цитирования
Мусульманское право как отражение специфики политико-правовой культуры мусульманского мира// Политические системы и политические культуры Востока/ под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Восток-Запад, 2006. - С. 191-234.

Природа мусульманского права.

Исследователя, начинающего изучение мусульманского права, не может не смутить прилагательное "мусульманский", употребляемое в сочетании с существительным "право". Первая мысль, которая приходит в голову, указывает на то, что мы имеем дело не столько с правом, сколько с религиозной моралью, заключенной в оболочку права. Но так ли это на самом деле?..

В работах мусульманских и западных исследователей мы часто встречаем два термина: "шариат" и "фикх". Нередко оба этих слова употребляются в качестве синонимов для обозначения одного и того же понятия: мусульманское право. Однако при более глубоком изучении природы мусульманского права становится ясно, что шариат и фикх - не совсем одно и то же.

Следует особо подчеркнуть, что понятие "шариат" неоднозначно толкуется и среди самих мусульманских правоведов (факихов). В буквальном переводе с арабского "шариат" (араб. аш-шари‘а) означает "путь, тропа к источнику (дающему жизнь)", а глагол "шара‘а", будучи одного корня с существительным "шариат", переводится как "предписывать, узаконивать" (Коран, 42: 13). Само слово "шариат" используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45: 18). В этом значении синонимами шариата выступают такие слова, как ат-ташри’, аш-шар’ и аш-шир’а. Воспринимая данные слова в кораническом понимании исламского образа жизни, мы можем говорить о шариате как о религиозном законе - в том смысле, в котором это понятие употребляется в Библии. Когда Христос говорил, что пришел исполнить Закон (Евангелие от Матфея, 5:17-18), он имел в виду именно комплекс правил поведения, соблюдать который предписано каждому верующему.

Согласно получившей распространение среди мусульманских правоведов точке зрения, в понятие "шариат" включаются положения догматики (ал-‘ака’ид), вопросы исламской этики (ал-ахлак) , нормы, регламентирующие порядок исполнения религиозных обрядов верующими или, иначе говоря, их отношения с Аллахом (‘ибадат), и, наконец, конкретные правила поведения, регулирующие отношения между людьми (му‘амалат). При такой трактовке шариата, к фикху (в переводе с арабского - глубокое понимание, знание ), выступающему в качестве составной части шариата, относятся две последние категории норм: ‘ибадат и му‘амалат. А в ‘ибадат и му‘амалат, в свою очередь, входят как ясно выраженные положения Корана и сунны Пророка , так и нормы, выведенные мусульманскими правоведами путем толкования текста Священной Книги и хадисов .

Вместе с тем, существуют другие варианты интерпретации соотношения понятий "шариат" и "фикх". Помимо упоминавшихся точек зрения, весьма распространены следующие взгляды.

Целый ряд правоведов считает, что шариат и фикх совпадают лишь частично - когда речь идет о бесспорных и ясных предписаниях Священной Книги и хадисов. Во всех же остальных случаях, - при наличии положений Корана и сунны, которые могут быть неоднозначно истолкованы, - таковые могут быть отнесены как к шариату, так и к фикху. Однако если в шариате они сохраняются в неизменном виде, то в фикхе мусульманские правоведы, соответствующим образом интерпретируя их, выводят новые правовые нормы. По мнению приверженцев данной точки зрения, в шариат входит религиозная догматика, этика и т.н. "практические" нормы (‘ибадат и му‘амалат), охватывающие вопросы культа и отношений между людьми, если они напрямую отражены в Коране и сунне.

Упомянутые "практические" нормы - как раз и есть сфера пересечения шариата и фикха, поскольку эти правила поведения входят не только в шариат, но и в понятие "фикх". Однако кроме однозначно понимаемых предписаний Священной Книги и сунны, касающихся регулирования культовых вопросов и отношений между людьми, фикх включает несравненно большее число норм, разработанных мусульманскими правоведами на основе толкования айатов (стихов) Корана и хадисов.

Например, в отношении лиц, имеющих право на получение наследства, в Коране недвусмысленно и вполне исчерпывающе сказано: "Завещает Аллах относительно ваших детей: сыну - долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) - женщины, числом больше двух, то им - две трети того, что он оставил, а если одна, то ей - половина. А родителям его, каждому их двух - одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка и ему наследуют его родители, то матери - одна треть. А если есть у него братья, то матери - одна шестая после завещанного, которое он завещает, или долга. Родители ваши или ваши сыновья - вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахом..." (4:11) . То есть, это ясно выраженное предписание входит как в шариат, так и в фикх.

В то же время, большинство коранических положений относится исключительно к шариату, поскольку имеют не конкретный, а общий характер и, следовательно, нуждаются в интерпретации: "О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это не торговля по взаимному согласию между вами. И не убивайте самих себя..." (4:29). Очевидно, что данный айат, устанавливающий общие принципы ведения торговли, требует дальнейшего расширительного толкования.

На наш взгляд, последняя трактовка соотношения понятий "шариат" и "фикх" имеет не только важное теоретическое (позволяя более-менее четко разграничить религиозные и правовые аспекты мусульманского права, не ...

вернуться
(C) Ренат Беккин, 2004 - 2013