Мусульманский Петербург
«Укоротить хвост незаконных религиозных деятелей». Об идейной эволюции взглядов Файзрахмана Саттарова на роль «официального духовенства» в религиозной жизни мусульман России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4. C. 277-323.
The article aims to understand the factors that have influenced the ideological evolution of Faizrakhman Sattarov (1929–2015), the founder and leader of the religious community “Faizrakhmanists”. According to the author, the main point in Sattarov’s evolution was his reappraisal of the role of the so-called “official Muslim clergy” in the religious life of the Russian Muslims. The author considers two texts, which, in his opinion, belong to F. Sattarov’s authorship: a Friday sermon delivered in connection with the 50th anniversary of the October Revolution, and a compendium on the basics of Islamic doctrine. Both documents are related to the period when Sattarov worked as imam-khatib at the Leningrad Cathedral Mosque. The texts are examined in the context of Sattarov’s biography.
Баязитов Мухаммед-Сафа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь/ сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. – Т. II. – М.: Наука –Вост. лит., 2018. – С. 86-88.
Татарское кладбище (Санкт-Петербург) // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь/ сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. – Т. II. – М.: Наука –Вост. лит., 2018. – С. 354-357.
«К ТАТАРАМ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ОТНОСИТСЯ ПЛОХО…» (СУДЬБА ИМАМА Я. К. ХАЛЕКОВА) // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). C. 82-90.
"Я НЕ ЗНАЮ, КАКОЙ ЧЕЛОВЕК АХУН..." (В.С. СОЛОВЬЕВ И А. БАЯЗИТОВ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОДНОГО МИФА) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2018. № 1. С. 99-112.
Статья посвящена изучению контактов видного религиозного деятеля ахуна Атауллы Баязитова (1846–1911) с известными деятелями русской науки и культуры, в частности с философом В.С. Соловьевым. Опираясь на немногочисленные источники, включая материалы, содержащиеся как в опубликованных, так и еще не во введенных в оборот документах, автор попытался реконструировать взаимосвязи между двумя религиозными мыслителями и развеять некоторые мифы об их тесной дружбе и сотрудничестве. Проведенное в таком контексте исследование позволяет расширить представления об отношении определенных групп русского общества к исламу и мусульманам в конце XIX – начале XX в.
К вопросу о взаимодействии мусульманского духовенства с лидерами черносотенного движения (на примере Атауллы и Мухаммед-Сафы Баязитовых) // Труды Государственного музея истории религии. – 2017. – Вып. 17. – С. 237-244.
Муса Бигеев как лидер мусульманской общины Петрограда (по материалам писем Мусы Джаруллаха Бигеева к Мухаммед-Алиму Максутову) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. – 2017. – № 7. – C. 227-235.
В статье рассматривается деятельность выдающегося татарского богословареформатора Мусы Джаруллаха Бигеева в качестве руководителя мусульманской общины Петрограда в начале 1920-х гг. В приложении к статье впервые публикуются (в русском переводе Ч.Н. Хамидовой) два письма М.-Д. Бигеева к своему другу и сподвижнику Мухаммед-Алиму Максутову.
Muslims in the Soviet Petrograd-Leningrad // Baltic Worlds. – 2017. – Vol. X. – P. 111-114.
Nowadays, Islam in the Soviet Union is a topic that kindles researchers’ interest both in Russia and in the West. In addition to studies of state policy on Islam and Muslims, research is conducted on Islamic institutions, including informal ones, that functioned in some regions of the country during Soviet times. It appears that studying the history and forms of Islam’s existence in the USSR is important because among other reasons this period is not so far away from us. Many religious leaders of Muslim congregations and heads of Muslim religious organizations in different cities across the former USSR grew up and graduated from university during Soviet times. That time seems long past in view of the fact that most witnesses of that epoch, ordinary people who lived during that time and took part in the day-to-day religious practices in different regions of the Soviet Union (including Leningrad) from 1920 to the 1970s, are already gone. Unfortunately, of the sources of information created by Muslims themselves, capturing some moments of everyday religious life in Leningrad, very few have survived.
Последняя просьба Атауллы Баязитова (Гатаулла Баязитовның соңгы гозере) // Фэнни Татарстан (Научный Татарстан). – 2017. – № 3. – С. 92-96.
Письма лейтенанта И.И. Ислямова к родным из Маньчжурии. 1904 год // Восточный архив. – 2017. – № 1 (35). – С. 31-35.
Имам Якуб Халеков и мусульманская община советского Петрограда–Ленинграда // Российская история. – 2017. – № 1. – С. 148-156.
«Пришлось уступить вооруженной силе…» (как библиотекари не хотели возвращать мусульманам Коран ‘Усмана) // Национальная библиотека. – 2017. – № 1. – С. 50-55.
Василий Величко и его проект “Атаулла Баязитов – русский публицист” // Бельские просторы. – 2016. – № 10. – С. 152-160.
К вопросу о первом мусульманском кладбище Петербурга в XVIII в. // Вестник МГУ. История. – 2016. – № 4. – C. 18-30.
History of St. Petersburg cemeteries in the 18th century (especially in its first half) is an important yet not well studied topic. Information about the city’s cemeteries allows us to deepen our knowledge about the boundaries of St. Petersburg. In its turn, data about funeral rites helps to understand the attitude towards an individual in the period under review. Of particular interest are cemeteries intended for the burial of members of religious minorities. A small but noticeable Muslim community (about 600–700 persons of both sexes at the end of the 18th century) lived in St. Petersburg from the first years of its existence. Comparing various sources of information, the author of this article makes an attempt to establish the location of cemeteries where Muslims of St. Petersburg were buried in the 18th century.
Материалы частных и государственных фотоархивов как источник по истории татаро-мусульманской общины советского Петрограда–Ленинграда. 1917-1991 гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – C. 118-147.
This article looks into the history of Muslim community of Petrograd‑ Leningrad during the Soviet time. The author pays special attention to its little‑known and understudied aspects by referring to a wide range of sources from oral memoirs to diary extracts. Of particular importance are photographic materials from state and private photo archives. The picture helps to provide a broader view of the history of Muslim community, both from the standpoint of a photographer and through the eyes of believers themselves. Special focus is made on the life of the two imam‑khatibs of the Leningrad Cathedral Mosque: Yakub Halekov and Hafiz Mahmutov. The author examines how official and unofficial leaders and institutions governing Tatar‑ Muslim community in Leningrad and a number of towns in the Leningrad region emerged and worked. Some photographs coming from private archives often serve as a starting point for a broader study of forms of Islam in the Soviet Union.
История одной «дружбы»: А. Баязитов и В.С. Соловьев (Бер дуслык тарихы: Г. Баязитов hәм В.С. Соловьев) // Фэнни Татарстан. – 2016. – № 3. – С. 88-104.
Bekkin R., Ståhlberg S. Tatars in Saint Petersburg // Muslim Tatar Minorities in the Baltic Sea Region / Ed. by I. Svanberg, D. Westerlund. Leiden: Brill, 2016. – P. 67-85.
Мусульманская община Кронштадта XIX – начала XX в. // Эхо веков = Гасырлар авазы. – 2016. – № 1-2. – С. 238-245.
По данным 1850 г. число мусульман-военнослужащих в Кронштадте превышало 800 человек. Татарская община нуждалась в специальном помещении для совершения пятничных и праздничных молитв. В статье рассмотрена судьба проекта строительства военно-морской мечети в Кронштадте и история мусульманской молельни в городе во второй половине XIX в. Вопрос о возведении мечети был политическим и решался самим императором.
1917–1991 елларда Петроград-Ленинград мөселман татарлары тормышы (шәхси фотоархивлар турында уйланулар) (Повседневная жизнь татаро-мусульманской общины советского Петрограда-Ленинграда (размышления над частными фотоархивами) // Фәнни Татарстан (Научный Татарстан). – 2016. – № 1. – С. 76-86.
Татары в Санкт-Петербурге: конебойный промысел (XIX — начало XX в.) // Эхо веков. - 2015. - № 3-4. - С. 259-264.
Блюда из конины были основным мясным кушаньем, распространенным среди татар-мусульман, проживавших в Петербурге в XIX — начале XX в. Поэтому нет ничего удивительного в том, что купцы-мусульмане видели перспективу в открытии конебоен, которые покрывали бы потребности в конине их единоверцев. Петербургские конебойни, как правило, располагались в южных районах города или близлежащих окрестностях.
«Учёный стал во главе вас…» Стихотворение шейха М.А. ат-Тантави в честь министра народного просвещения А.С. Норова // Восточный архив. - 2016. - № 2 (34). - C. 4-7.
Надмогильные памятники польско-литовских татар на Ново-Волковском кладбище в Петербурге// Zycie Tatarskie. - 2014. - № 39 (116). - P. 18-36.
С Петербургом связаны судьбы многих польско-литовских татар. Об их жизни в столице Российской империи мы узнаем, как правило, из письменных документов: личных дел студентов, обучавшихся в петербургских университетах; адресных книг; газетных и журнальных статей; реже – писем и дневников. Все эти источники в той или иной степени позволяют лучше узнать историю польско-литовских татар в Петербурге. Но история эта будет, на наш взгляд, неполной, если мы оставим без внимания место, где обрели вечный покой мусульмане, постоянно проживавшие или временно оказавшиеся в городе на Неве и его окрестностях – магометанском участке Ново-Волковского кладбища.
«Покорнейше просим татар чтобы небыло...» (Об анонимных письмах против официантов-татар петербургского ресторана. «Медведь» в 1906 г.) // Эхо веков = Гасырлар авазы. – 2014. – № 3-4. – С. 260-265.
В статье рассматриваются два анонимных письма, поступивших на имя управляющего петербургским рестораном «Медведь» в 1906 г. с требованием уволить официантов-татар. Автор предлагает несколько наиболее вероятных причин, побудивших неизвестного к их написанию. Статья предваряется кратким экскурсом в быт татар, служивших официантами в петербургских ресторанах в начале XX в.
Штрихи к портрету мусульманских общин на Карельском перешейке // LiteraruS – Литературное слово. - 2014. - № 3 (44). - С. 8-14.
История мусульманских общин в Финляндии вызывает интерес как финских, так и российских исследователей. Сферой пересечения интересов историков и краеведов из России и Финляндии является территория Карельского перешейка, среди жителей которого были последователи ислама, сформировавшие небольшие, но заметные общины. Мусульмане селились в основном в двух крупнейших населенных пунктах: в Выборге и Териоках. Автор сосредоточил свои усилия на установлении точного нахождения объектов, связанных с жизнью мусульманских общин в этих двух городах. Автор благодарит за помощь краеведов Александра Браво (г. Зеленогорск) и Аллу Матвиенко (г. Выборг) за помощь в сборе материалов.
Забытые мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга // История Петербурга. - 2014. - № 1. - С. 81-85.
Поначалу я хотел назвать эту статью «Утраченные мусульманские кладбища в окрестностях Петербурга». Однако данное название не до конца раскрывало бы суть рассматриваемой проблемы. В наши дни много старинных кладбищ утрачено, но они продолжают существовать в человеческой памяти. Но бывает и так, что вслед за физическим исчезновением надмогильных памятников вскоре исчезает и память о тех, кто под ними погребен. Подобная судьба постигла большую часть мусульманских некрополей на территории Петербурга и Ленинградской области. В настоящей статье рассматривается история возникновения в XVIII – начале XX века мусульманских кладбищ на территориях, административно входящих в наши дни в состав Петербурга и Ленинградской области. Вне рамок исследования остался Магометанский участок Ново-Волковского кладбища в Петербурге.
«Деревня сомалийцев» в Санкт-Петербурге // Четки. – 2011. – № 3 (13). – С. 184-187.
В мае 1912 г. при скоплении большого числа зевак в Петербурге на территории Демидова сада, располагавшегося по адресу: Офицерская улица, дом 39 (ныне — улица Декабристов), был открыт первый в России Луна-парк. Его основателем и владельцем был петербургский предприниматель, купец первой гильдии Хабибулла Хасанович Ялышев — один из выдающихся представителей татарского купечества Петербурга.
