Мусульманский Петербург
«К ТАТАРАМ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ОТНОСИТСЯ ПЛОХО…» (СУДЬБА ИМАМА Я. К. ХАЛЕКОВА) // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). C. 82-90.
В статье представлена реконструкция биографии имама-хатиба ленинградской Соборной мечети Якуба Халекова. Рассматриваются три этапа его религиозной деятельности: 1) вологодский (1910–1917), 2) петроградско-ленинградский (1920–1931) и 3) орехово-зуевский (1948–1950). Судьба Я. Халекова позволяет проследить эволюцию государственной политики по отношению к исламу в царской, а затем в советской России в первой половине XX в. Начав свою карьеру в качестве полуофициального муллы в Вологде, Я. Халеков смог добиться от имперских чиновников полной легализации возглавляемого им прихода. В 1921 г. он становится имамом-хатибом петроградской (позднее ленинградской) Соборной мечети и фактически возглавляет местную мусульманскую общину. В конце 1940-х гг. земляки-нижегородцы приглашают его в подмосковное Орехово-Зуево. Здесь до самой своей смерти он служит неофициальным муллой, не только выполняя религиозные обряды, но и передавая знания о религии младшему поколению. По мнению автора, в 1920–1940-е гг. мусульманам в СССР в первую очередь были нужны не выдающиеся богословы, а имамы, способные вести повседневную религиозную работу, даже и в полуподпольных условиях. В основе статьи лежат материалы из государственных и частных архивов, а также полевые материалы автора. Особое внимание уделено материалам следственного дела «по обвинению националистической контрреволюционной группировки, возглавляемой муллами Халиковым Якубом и Басыровым Кемалем» (1931), позволяющим реконструировать не только биографию Я. Халекова, но и историю татаро-мусульманской общины Ленинграда 1920-х гг.