Диссертация

English English

Яндекс цитирования
Отзыв ведущей организации - Санкт-Петербургского государственного университета На кандидатскую диссертацию Беккина Рената Ириковича по теме "Страхование в мусульманском праве: теория и практика" (специальность 12.00.03)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор Санкт-Петербургского

государственного университета,

___________________________

(М.В. Кротов)

7 марта 2003 года

Отзыв ведущей организации -

Санкт-Петербургского государственного университета

На кандидатскую диссертацию Беккина Рената Ириковича по теме "Страхование в мусульманском праве: теория и практика" (специальность 12.00.03)

Отзыв обсужден и утвержден на заседании кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета 6 марта 2003 г. (протокол № 6)

Пожалуй, впервые на русском языке вышла в свет достаточно подробная кандидатская диссертация о страховании по мусульманскому праву. И хотя наши реалии таковы, что страхование как отрасль бизнеса с трудом пробивает себе дорогу, любопытно узнать, по каким же правовым принципам развивается страхование в мусульманской стране. Известно, что западные методы ведения бизнеса плохо приживаются там, где господствует исламское право. Но и в нашей стране доверие к коммерческому страхованию невысоко, а потому использование метода сотрудничества и взаимопомощи могло бы сделать его чуть более привлекательным, чем сейчас.

Цель диссертации состоит в том, чтобы сформулировать основные принципы мусульманского права, оценить с их помощью традиционное коммерческое страхование в западном смысле этого слова и показать, как, опираясь на упомянутые выше принципы, видоизменить страхование, чтобы оно не противоречило исламской идеологии. Актуальность избранной темы легко может быть объяснена тем, что роль мусульманского мира, а значит и права растет. К тому же значительная часть населения России исповедует ислам, принципы которого следует учитывать при моделировании страховых правоотношений.

Изучение проблем страхования в мусульманском праве имеет важное значение и для совершенствования правового регулирования российского страхования, прежде всего взаимного, а также для уточнения оснований возникновения и содержания обязательств по страхованию. Многие выводы автора могут быть использованы при формулировании конкретных норм о страховании в ходе совершенствования гражданского законодательства.

Новизна работы состоит, прежде всего, в том, что в ней впервые специально анализируется понятие исламского страхования (такафула) с точки зрения норм шариата и распространения его в мусульманских и немусульманских странах. Ряд любопытных выводов сделан и в отношении исламского права в целом. Следует отметить также разработку автором комплекса мер, которые бы позволили внедрить исламское страхование (такафул) в России, не нарушая при этом норм действующего гражданского права.

При любых обстоятельствах диссертационное исследование будет иметь широкую сферу применения как в вузах при преподавании таких дисциплин как гражданское право и сравнительное правоведение, так и в научных учреждениях при разработке экономических и правовых концепций развития страхования, а также конкретных законодательных актов.

Работа хорошо структурирована. В ней есть введение, заключение и две главы, причем в первой главе три параграфа, а во второй - четыре. Параграфы внутри глав последовательно раскрывают все необходимые аспекты избранной темы. Первая глава посвящена соотношению мусульманского права и института страхования. Причем сначала анализируются понятие и источники мусульманского права, затем - ранние формы страхования в мусульманском обществе, и, наконец, подвергается оценке договор коммерческого страхования с точки зрения мусульманской правовой доктрины. Вторая глава посвящена тенденциям правового регулирования исламского страхования. В ней раскрываются сущность и виды исламского страхования, обозревается современное состояние правового регулирования исламского страхования (на примере Малайзии), далее уделяется внимание элементам договора исламского страхования и, наконец, правовым предпосылкам внедрения исламского страхования в России. Структура работы полностью соответствует избранной теме и лишена логических противоречий.

Коммерческое страхование в западном смысле этого слова подвергается критике с точки зрения его несоответствия принципам шариата. Известно, что мусульманское право крайне негативно относится к взиманию процентов по займам и кредитам. Поэтому в той мере, в какой страхование предполагает получение процентов, оно не может быть одобрено исламской доктриной. А проценты при коммерческом страховании возникают в результате размещения резервов, в накопительном страховании и в иных случаях.

Другой дефект коммерческого страхования, по мысли автора, состоит в его неопределенности, как для страховщика, так и для страхователя, что также не допускается мусульманским правом. Страхователь, а подчас и страховщик, не знают, наступит ли страховой случай и каким будет размер убытков. Впрочем, отрицательная сторона неопределенности состоит не столько в алеаторности страхования, сколько в том, что риски между сторонами договора распределены несправедливо. (Сс. 42-68 Диссертации).

Чтобы устранить перечисленные недостатки коммерческого страхования во многих мусульманских странах культивируется особое исламское страхование, суть которого состоит в том, что страхователь наряду со страховщиком участвует в общем деле, получая соответствующую долю прибыли. Причем часть страховой премии он жертвует в специальный фонд, из которого производятся выплаты при наступлении страховых случаев. Другая часть используется для извлечения прибыли, в которой участвуют как страхователь, так и страховщик. Собранные средства запрещается отдавать в рост для получения процентов. (Сс. 69-85 Диссертации).

В итоге исламское страхование занимает своеобразное промежуточное положение между коммерческим и взаимным страхованием, поскольку страхователь участвует в прибылях и убытках от страхового бизнеса. При коммерческом страховании в западном смысле страхователь никакой прибыли не извлекает: он получает страховую выплату при наступлении страхового случая или не получает ничего. Прибыль есть лишь у страховщика. При взаимном (по смыслу российского законодательства - некоммерческом) страховании, напротив, прибыли не может быть ни у кого. Таким образом, предлагаемое автором противопоставление коммерческого страхования исламскому условно (Сс. 69-85 Диссертации). С точки зрения ст. 50 ГК РФ исламские страховые организации должны быть признаны коммерческими, хотя они, естественно, отличаются от классических страховщиков тем, что не размещают страховые резервы под проценты.

Исламское страхование не вполне вписывается в рамки российского коммерческого страхования. Прежде всего, речь идет о размещении страховых резервов, которое предполагает получение процентов, что противоречит шариату. Далее, синаллагматический характер договора страхования, при котором страхователь не участвует в совместной деятельности вместе со страховщиком, препятствует утверждению принципа сотрудничества и взаимопомощи в соответствующей сфере. Наконец, отсутствие у страховщика обязанности возвращать что-либо страхователю при ненаступлении страхового случая предполагает полное присвоение дохода страховщиком.

Принципы исламского страхования (такафула) при определенных условиях могут быть вписаны в правовую систему России, если будет изменена ст. 968 ГК РФ и в том же ключе разработан закон о взаимном страховании. Иными словами, такафул может осуществляться как взаимное страхование особого рода. Достаточно допустить возможность создания обществ взаимного страхования в форме коммерческих организаций и распределения прибыли от их деятельности между членами - с известными ограничениями, которые можно заранее разработать и согласовать.

Тем более, что признание обществ взаимного страхования в ГК некоммерческими организациями выглядит крайне противоречиво, поскольку не учитывает возможность осуществления ими обычного страхования (что предусмотрено п. 5 ст. 968 ГК РФ). Если разрешить создание обществ взаимного страхования в форме коммерческих организаций с ограничением их правоспособности и особой структурой, то в рамках таких организаций можно было бы осуществлять страхование в соответствии с принципами, как ислама, так и гражданского права. Диссертанту следует довести полученные им выводы до разработчиков закона об обществах взаимного страхования и соответствующих изменений в ГК. Это позволило бы внедрить указанные выводы в нашу хозяйственную практику.

В итоге по диссертации можно сделать следующие замечания и уточнения.

1. В положении № 7 (С. 11 Диссертации), выносимом на защиту, автор утверждает, что отношения в сфере исламского страхования не противоречат страховому и иному законодательству РФ. Между тем, такие противоречия имеются, особенно если учитывать, что автор склонен регулировать деятельность такафул-компаний в рамках законодательства о коммерческом страховании. Например, страхователь (выгодоприобретатель) при отсутствии страхового случая ничего не получает и не может получить от страховщика. Или взять, к примеру, правила размещения страховых резервов, которые направляются во вклады в банках, банковские векселя или процентные облигации. Приведенные правила российского законодательства противоречат принципам, на которых строится исламское страхование.

2. Диссертант недооценивает возможности обществ взаимного страхования как организационно-правовых форм осуществления исламского страхования, что воплощается в его предложении рассматривать последнее как разновидность коммерческого страхования (положение № 8 (С. 11 Диссертации), выносимое на защиту). Между тем, модификация общих норм о страховании в направлении их адаптации к принципам исламского права потребует более серьезной ломки сложившихся конструкций, чем изменение правил о взаимном страховании (тем более что оно и так не за горами). Речь идет, прежде всего, о синаллагматическом (двустороннем) обязательстве, возникающем из договора традиционного страхования, где страховщик и страхователь противостоят друг другу. Взаимное же страхование подобного противопоставления лишено и потому может быть приспособлено для целей такафула с гораздо меньшими затруднениями.

Впрочем, сделанные замечания и уточнения носят дискуссионный характер.

Важно отметить, что основные положения представленной к защите диссертации были раскрыты автором в опубликованное ранее книге, что является приятным отступлением от традиции, проявившейся в последние годы, - публиковать кандидатские диссертации, независимо от их достоинств, после защиты. Автор привлек внимание своей книгой задолго до того, как представил на защиту диссертацию, что служит дополнительным подтверждением ценности сделанных им выводов, которые уже известны научной общественности. Помимо упомянутой книги основные положения диссертации развиты также в ряде опубликованных статей.

На основании изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что диссертация Р.И Беккина представляет собой цельное, творчески самостоятельное исследование, в котором на основе широкого круга источников получены достоверные выводы, имеющие большую научную ценность. Сделанные замечания имеют дискуссионный характер. Диссертация полностью соответствует требованиям, предъявляемым Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий от 30.01.2002 г., а сам диссертант заслуживает присуждения ему ученой степени кандидата юридических наук.

Настоящий отзыв составлен на шести страницах в четырех экземплярах.

Заведующий кафедрой

гражданского права, д.ю.н., проф. _________________ А.П. Сергеев

Подпись А.П. Сергеева заверяю

Декан юридического факультета,

д.ю.н., проф. _______________Н.М. Кропачев

вернуться
(C) Ренат Беккин, 2004 - 2013