Интервью, беседы
"ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ЭТО ВОПРОС ПОЛИТИЧЕСКИЙ"// Современная мысль. - 2003. - № 7 (52). - июль. - С. 4.
Интервью Рената Беккина, автора книги "Страхование в мусульманском праве: теория и практика"
- Ренат, недавно вышла в свет Ваша книга "Страхование в мусульманском праве: теория и практика". Чему посвящена эта работа, и какова цель ее написания?
- Книга посвящена анализу института страхования с точки зрения мусульманского права. Она разделена на две смысловые части. Первая часть посвящена страхованию, с которым мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: оно называется мусульманскими правоведами традиционным, или коммерческим. Вторая часть книги посвящена непосредственно исламскому страхованию (или такяфулю), рассматриваемому мною в качестве альтернативы страхованию традиционному. В книге я прихожу к выводу, что традиционное страхование не во всем соответствует положениям мусульманского права, и потому, если существует возможность учредить исламскую страховую компанию, то такой возможностью пренебрегать ни в коем случае нельзя.
- Как возможность применения норм, регулирующих отношения в сфере исламского страхования, соотносится с применением мусульманского права в целом?
- Если мы возьмем мусульманские страны, то увидим, что в них ситуация с применением норм мусульманского права далеко не однозначна. Только в Малайзии принят специальный закон, регулирующих деятельность исламских страховщиков, - Закон о такяфуле от 1984 г. В других же странах, где функционируют исламские страховые компании, их статус регулируется либо путем внесения соответствующих изменений в традиционное страховое законодательство, либо за счет издания подзаконных нормативно-правовых актов. То же самое касается других институтов исламской экономики. Например, в Египте статус исламских банков регулируется президентскими декретами. Точно также возможно регулирование деятельности исламских страховых компаний нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти (в том числе в рамках делегированного законодательства).
- Существует ли на сегодняшний день такая страна, где бы в полной мере применялись нормы мусульманского права в области экономики?
- Однозначно нет. Даже в Малайзии, которая является образцом для других стран в деле реализации исламских экономических принципов на практике, нормы мусульманского права затрагивают далеко не все сферы экономической жизни общества. В Малайзии приняты Закон об исламском банковском деле, Закон о такяфуле, другие нормативно-правовые акты. Но говорить о полной исламизации или, если угодно, "шариатизации" экономического законодательства нельзя. Более того, никто такой задачи и не ставит. Перед малазийскими правоведами стоит непростая задача привести в большее соответствие с положениями шариата те законы, которые уже приняты. Не секрет, что законодательство страны в экономической и других сферах (об этом в открытую говорят сами факихи) не во всем следует мусульманскому праву, в нем много пробелов. Не следует также забывать, что так называемые институты исламской экономики занимают анклавное положение в экономике всех без исключения стран (как мусульманских, так и немусульманских). Поэтому законодательство, регулирующее статус данных институтов, в полной мере отражает их достоинства и недостатки.
- Не могли бы Вы назвать основные трудности, с которыми в реальности сталкивается исламская финансово-экономическая деятельность?
- Вновь проиллюстрирую это на примере деятельности исламских страховых компаний. Например, такой важный элемент системы страхования, как перестрахование, до сих пор практически не развит. В связи с этим исламские страховщики вынуждены иметь дело с традиционными перестраховщиками, что может привести к нарушению ими ряда положений шариата (касающихся, прежде всего, запрета на уплату и взимание процента).
Тем не менее, исламские правоведы вынуждены объявлять дозволенным взаимодействие исламских страховщиков с неисламскими перестраховщиками, так как иначе первые просто не смогут нормально осуществлять свою деятельность.
Другая важная проблема - это сотрудничество такяфуль-компаний с традиционными банками, чья деятельность базируется на взимании и уплате процента. Очевидно, что мы не можем переделать всю существующую финансово-кредитную систему под беспроцентную, поэтому приходится искать взаимоприемлемые пути взаимодействия институтов исламской экономики с традиционными банковскими учреждениями. В большинстве стран исламским страховым компаниям приходится размещать страховые резервы в обычных банках, взимающих или предоставляющих процент по своим услугам. От этого никуда не денешься, потому что не везде существует мини-система исламских финансовых учреждений, позволяющая соблюдать требования шариата хотя бы в кредитных отношениях. Поэтому тот минимум, которого может достигнуть любой исламский финансовый институт, будь то такяфуль-компания или исламский банк, - это разработка соответствующих механизмов по реализации системы беспроцентного финансирования на практике. Пусть эта система будет заключена в рамки известных всему традиционному бизнесу институтов (допустим, в том же "Бадр-Форте Банке" данное противоречие преодолевается за счет использования векселя). Главное, что осуществляемые таким банком или компанией операции не будут противоречить основам исламского вероучения, а будет ли такой банк или компания иметь прилагательное "исламский" в названии - это их личное дело. Вопрос первостепенной важности, стоящий перед теми, кто намерен учредить исламский банк, такяфуль-компанию, - это даже не вопрос об изыскании средств для уставного капитала, а поиск опытных специалистов, которые, изучив законодательство и экономическую ситуацию в стране, смогут разработать индивидуальный оригинальный механизм функционирования создаваемой компании, банка и т.п., не нарушая при этом ни действующего законодательства, ни шариата.
К тому же не надо забывать, что по большому счету деятельность того или иного исламского учреждения - это вопрос политический. Даже в исламизированных странах типа Малайзии этот вопрос решается на политическом уровне, и, как правило, здесь действительно активно участвует правительство, которое оказывает значительную поддержку институтам исламской экономики. Несмотря на то, что с момента учреждения первой исламской страховой компании в стране прошло почти 18 лет, малазийское правительство продолжает курировать деятельность исламских страховых компаний: оно устанавливает льготы для страхователей, желающих застраховаться в такяфуль-компаниях, равно как и для самих компаний.
На страницах печати в немусульманских странах нередко можно встретить утверждения о том, что исламские экономические институты являются источником финансирования террористов. Причем подобные беспочвенные обвинения исходят не только от простых обывателей, а от ряда ведущих государственных деятелей, отвечающих за формирование политики в масштабах целого государства. При таком положении дел ничто не помешает им обвинить такяфуль-компании в страховании террористов.
- Выше Вы коснулись факторов, которые необходимы для эффективного функционирования исламских кредитно-финансовых и других учреждений. Мне кажется, что немаловажным фактором является и наличие законов, позволяющих таким учреждениям полноценно осуществлять свою деятельность. Как Вы считаете, сегодня в странах Европы и, в частности, в России существует законодательная база, которая бы обеспечивала эффективную деятельность таких учреждений?
- Если мы возьмем Россию, то опыт функционирования "Бадр-Форте Банка" подтверждает, что деятельность исламских банков может вполне вписаться в рамки действующего банковского и иного законодательства. И дело не в том, что в названии банка нет слова "исламский". Все операции банка осуществляются в соответствии с российским законодательством. При разработке соответствующих финансовых инструментов специалисты банка заимствовали опыт других аналогичных исламских банков, действующих в разных странах. В этом плане у исламских банков в мире больше опыта, чем у исламских страховых компаний. Законодательство, которое регулирует деятельности исламских страховых компаний, еще находится в стадии становления. Но при учреждении исламских страховых компаний в мире их статус без особых коллизий подпадает под регулирование традиционного страхового законодательства, - зачастую без необходимости принятия специальных нормативно-правовых актов. Поэтому никаких проблем и препятствий с точки зрения законодательства я здесь не вижу, чего не скажешь о политической составляющей обсуждаемой нами проблемы.
- Вы упомянули о проблемах реализации идеи исламского страхования в России. В чем конкретно они заключаются?
- Самая главная проблема - это недостаточное развитие отечественного страхового рынка. Второе, вытекающее из первого, - это низкий уровень страховой культуры населения. Страховые компании в России так и не приобрели того доверия, которым пользуются их западные коллеги. У нас к страхованию относятся в лучшем случае как к какой-то "пирамиде". Функции страхования большинство населения как таковые не воспринимает. Кстати, любопытно, что в той же Малайзии проведенные опросы показали, что уровень страховой культуры среди ее населения также не очень высок. Там это, помимо прочего, связано с особенностями религиозного сознания. Поэтому при работе с глубоко верующими, но не очень образованными людьми страховые агенты используют, как правило, религиозный фактор, акцентируя внимание потенциальных страхователей на соответствии такяфуля шариату, в то время, как при работе с образованным людьми обращается внимание на экономическую привлекательность исламского страхования.
Еще одну причину можно охарактеризовать как "политическую" (мы уже говорили об этом ранее). Взять хотя бы слово "исламский" в словосочетании "исламское страхование". Здесь может возникнуть вопрос, связанный с тем, что у нас светское законодательство. В свое время учредителям "Бадр-Форте Банка" стоило больших усилий включить в свой устав формулировку о том, что банк будет использовать исламские экономические технологии ведения банковского дела.
Сейчас в издательстве "Ummah" готовится к изданию книга "Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты". В нее вошли статьи ведущих специалистов по таким вопросам, как основы исламской экономики, исламское банковское дело, исламская бухгалтерия, исламская этика бизнеса, и др. Там же будет моя статья о правовых основах исламского страхования, где подробно будут изложены вопросы, связанные с правовым регулированием деятельности исламских страховщиков в мире. В других работах содержится информация о правовом регулировании статуса других институтов исламской экономики в современном мире. Кроме того, там Вы сможете найти ответы на другие вопросы, связанные с исламской экономикой в целом и исламскими финансами в частности.
Беседовал Ринат Низаметдинов