Интервью, беседы

English English

Яндекс цитирования
Интервью Беккину
Станислав Прозоров: конфликта западной и исламской цивилизаций не существует!// Татарский мир. - 2004. - № 15-16 (44-45). - окт. - С. 9.

В России на сегодняшний день существуют три крупных исламоведческих центра - Санкт-Петербург, Москва и Казань. Однако в Петербурге не хватает финансов, в Москве желания, а в Казани создание подобного института привело бы к появлению очередного междусобойчика местного уровня, чья деятельность имела бы актуальность исключительно для самого Татарстана.

- Станислав Михайлович, в номере 2 журнала "Восток" за этот год была опубликована Ваша целевая комплексная программа "Ислам в России". В чем особенность данной программы и чем она отличается от других программ по исламоведению?

- Первая программа такого рода по исламоведению была опубликована еще в 1989 г. в нескольких номерах журнала "Народы Азии и Африки" (так тогда назывался журнал "Восток") многочисленным авторским коллективом, куда, в том числе входил и я. Опубликованная же в номере 2 журнала "Восток" программа была составлена мной в декабре 2001 г. по заказу Общественного фонда "Ислам в России". С тех пор в программу был внесен ряд изменений. Предлагаемая программа - базовая. На ее основе можно разрабатывать различные спецкурсы по исламу, как для востоковедных, так и для гуманитарных вузов широкого профиля. Ведь мы не должны забывать, что значительная часть коренного населения России, веками живущего на единой с русскими территории, исповедует ислам. Поэтому с учетом места и роли ислама в жизни российского общества целесообразно разработать такие курсы как "Ислам в России", "Суфизм на Северном Кавказе", "Богословско-правовая школа ханафитов: теория и практика" (поскольку именно ханафитская школа преобладает в России), "Современные переводы Корана" и другие. Реализация данной программы вполне может стать первым шагом на пути стабилизации этноконфессиональных взаимоотношений в России, при которых россияне смогут чувствовать себя комфортно в собственной стране независимо от религиозной и этнической принадлежности.

- Получается, что других программ по исламоведению, кроме Вашей, в настоящее время в России нет.

- Я имел возможность читать программы, которые были названы их авторами исламоведческими. Например, программа некоего Кощеева. Но в этой программе изначально заложен неверный подход. Там основной акцент сделан на том, что мусульмане, живущие на Западе, должны инкорпорироваться в западное общество, стать его неотъемлемой частью, не отличаясь от его представителей даже внешним обликом. Да с какой стати! Это личное дело каждого человека, носить ему на голове платок или нет. Мусульманин, живущий в немусульманской стране должен соблюдать законы этой страны, а какую одежду носить - это его личное дело. Я так же встречал некоторые курсы, которые я условно называю "колхозными". Такие курсы представляют собой сборную солянку, где различные вопросы, в том числе и исламоведческие читаются одним и тем же человеком, не имеющим соответствующего образования и подготовки.

- Получается, что лучше вообще не изучать ислам, чем изучать его с неподготовленными преподавателями?

- Совершенно верно. Я считаю, что тем, кто имеет поверхностные сведения об исламе не стоит браться морочить головы другим. Подготовка неквалифицированных специалистов по исламу - это мина замедленного действия для безопасности страны. Неграмотные специалисты по исламу будут неспособны принимать выгодные для страны решения. США поплатились за то, что долгое время изучением ислама там занимались политологи-дилетанты. Зато теперь исламоведение стали изучать во многих университетах и исследовательских центрах.

- В программе отдельно выделен вопрос о необходимости создания в России института исламоведения.

- Потребность в таком институте существует давно. На мой взгляд, по меньшей мере, парадоксально, что в России нет академического исследовательского института, который занимался бы научным исламоведением. Я, конечно же, отдаю себе отчет в том, что создание такого института будет делом непростым. Для начала следует задать вопрос: где такой институт должен располагаться? У нас в России на сегодняшний день существуют три крупных исламоведческих центра - Санкт-Петербург, Москва и Казань. Однако в Петербурге не хватает финансов, в Москве жеалния, а в Казани создание подобного института привело бы к появлению очередного междусобойчика местного уровня, чья деятельность имела бы актуальность исключительно для самого Татарстана. Дело в том, что в силу целого ряда причин процесс "возрождения" ислама во многих регионах России принял национально-политическую направленность. И Татарстан здесь как раз является одним из ярких примеров. Более того, у нас в стране нет даже специализированных кафедр в востоковедных ВУЗах (или факультетах), на которых студенты (будущие арабисты, тюркологи, иранисты и др.) смогли бы получить классическое исламоведческое образование.

- То есть, Вы считаете, что даже в таких ВУЗах как, например, МГИМО, где в принципе есть кафедра востоковедения, все равно нужна отдельная исламоведческая кафедра?

- Профессиональные исламоведческие знания необходимы не только "кабинетным" ученым. Они необходимы чиновникам разных государственных учреждений, журналистам, преподавателям гуманитарных вузов, учителям общеобразовательных школ, сотрудникам культурно-национальных и просветительских центров. Про дипломатов, от которых зависят вопросы войны и мира, я даже не говорю. Для дипломата, специализирующегося на регионе, где проживают мусульмане, блестящее исламоведческое образование жизненно необходимо. Игнорирование "исламского фактора" в выработке и проведении внешней и внутренней политики России чревато тяжкими последствиями для населения страны, и отечественная история знает этому немало примеров. Изучение ислама - это дисциплина, требующая серьезной подготовки. А у нас до сих пор не понимают, что человек, знающий арабский язык, и профессиональный исламовед - это одно и то же.

- Тем не менее, нельзя сказать, что изучением ислама у нас не занимаются совсем. Напротив, появилось огромное число публикаций, посвященных исламоведческой проблематике. В ВУЗах пишутся дипломы, защищаются диссертации по исламу, особенно в контексте такой популярной темы, как "конфликт цивилизаций".

- В том то и беда, что неграмотные студенты и аспиранты пишут работы под руководством неграмотных преподавателей. Согласен, сейчас объявилось огромное число "специалистов", которые в одночасье почувствовав себя специалистами по исламу стали писать о нем где только можно. Вот Вы говорите конфликт цивилизаций. Какой конфликт? Неграмотные политологи, которые оперируют этим термином, даже не задумались над тем, что с точки зрения теории конфликта западной (иудео-христианской) и исламской цивилизаций невозможно объяснить, почему мусульмане испокон веков больше воюют друг с другом, чем с представителями других конфессий.

- В Вашей программе есть издательско-просветительский блок. Для людей мало-мальски интересующихся исламом не секрет, что качественной исламоведческой литературы на русском языке практически нет. Что Вы предлагаете в своей программе для улучшения ситуации?

- За последние полтора десятилетия книжный рынок России заполнила финансируемая исламскими фондами (иногда "темного" происхождения) массовая, дешевая и широко распространяемая литература об исламе. Апологетический характер этих (как правило, малограмотных, написанных с узкоконфессиональных позиций) публикаций, ориентированных на неподготовленного читателя, объективно носит конфронтационный характер. В этой мутной воде "ловят рыбку" многочисленные издательства, пользующиеся конъюнктурой и публикующие компилятивные труды новоявленных "исламоведов". В таких условиях академические издания профессиональных исламоведов оказываются неконкурентноспособными: высокая цена, малые тиражи, практическая недоступность за пределами Москвы. В качестве альтернативы этому потоку публикаций мною предлагается издать серию книг справочного и учебно-методического характера, написанных специалистами на основе проработки первоисточников и нового, системного подхода к исламу. Выбор и порядок издания этих книг должен определяться их информативностью, дающей цельное, комплексное представление об исламе как идеологической системе в широком историческом контексте. В конечном счете, цель издательско-просветительского направления программы - вытеснить из книжного рынка России апологетическую и низкопробную литературу об исламе и предоставить российским читателям научную и непредвзятую информацию о нем.

- Иншаалла! Планируется ли издание тематических серий?

- В рамках обозначенного мною направления возможна подготовка к изданию специальных научно-популярных серий, например "Мусульманские богословы", куда войдут отдельные выпуски, посвященные жизни и деятельности мусульманских богословов, в том числе российских. Возможен выпуск серии "Библиотека мусульманского богослова", куда войдут выпуски, посвященные основным трудам мусульманских богословов, - как отельным сочинениям, так и конкретным темам богословия, рассматриваемым в разных сочинениях и иллюстрируемых переводами соответствующих глав. Кстати, к этой работе можно было бы привлечь молодых российских мусульман, получивших религиозное образование и прошедших стажировку (аспирантуру) в академическом востоковедном институте. Я не устаю подчеркивать, что изучение ислама необходимо, прежде всего, самим мусульманам. Получив квалифицированное исламоведческое образование, мусульмане смогут понять роль ислама в жизни современной России, смогут достойно защищать интересы своей религии от произвола властей. Обладая необходимыми знаниями, мусульмане смогут более квалифицированно решать проблемы идеологического характера внутри мусульманской общины. Распространение адекватных знаний об исламе и разных формах его бытования может стать эффективным идеологическим аргументом против проповедников "чистоты" ислама, против их попыток насадить среди российских мусульман, поколения которых воспитывались на местных традициях иные идеологические формы ислама, сложившиеся в других исторических условиях и в других историко-культурных регионах. Почитайте доводы, которые используют последователи традиционного ислама в России против сторонников салафизма (или ваххабизма). Да это же интеллектуальное убожество!

- Поскольку я занимаюсь изучением мусульманского права, не могу не спросить, какое внимание уделено в Вашей программе изучению фикха?

- Программой предусмотрен раздел, посвященный исключительно вопросам мусульманского права. Планируется изучение основных источников по истории мусульманского права. Среди них "ал-Муснад" Абу Ханифы, "ал-Джами’ ал-кабир" аш-Шайбани, "ал-Муватта" Малика б. Анаса, и др. Особо хочу подчеркнуть, что помимо суннитских правовых школ мы рассматриваем шиитские, которые в России практически не изучены.

- Станислав Михайлович, Вашей программой, насколько я знаю, предусмотрены стажировки.

- Да, на базе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. Стажировка будет длиться от 6 месяцев до одного года. Основная цель стажировки - повышение квалификации стажеров и подготовка их к поступлению в аспирантуру. Стажировки целесообразно проводить в два этапа с перерывом на летний сезон для самостоятельной работы стажеров. За время летнего перерыва стажеры должны подготовить образцы письменных переводов текстов, заданных руководителем стажировки, и проработать рекомендуемую литературу по исламу. Сам процесс обучения предполагает последовательную проработку арабских текстов разного жанра: устные и письменные переводы и их обсуждение, вхождение в проблематику прорабатываемого текста, овладение понятийным аппаратом конкретной области исламоведения в историческом контексте. Контроль за прохождением обучения будет осуществлять Аттестационная комиссия во главе с руководителем стажировки. В зависимости от результатов собеседования и оценки качества образцов письменных переводов, выполненных стажерами в конце первого этапа, она будет выносить решение о целесообразности продолжения стажировки.

- Какими навыками должен овладеть стажер по окончании такой стажировки?

- Стажер должен приобрести навыки научной работы с оригинальными исламскими тексами на арабском языке: Кораном, тафсирами, собраниями хадисов, догматической литературой. Кроме того, по окончании стажировки стажер должен уметь проводить комплексный историко-филологический анализ арабских текстов, быть знакомым с понятийным аппаратом научного исламоведения, овладеть методиками исследования исламских текстов и методологическими подходами к изучению ислама, усвоить технику научного перевода исламских текстов с арабского на русский язык. Вместе с тем, не исключено проведение стажировки по специальной программе.

- Да-а! После такой стажировки можно сразу докторскую степень присваивать. Станислав Михайлович, а как Вы сами пришли к изучению ислама?

- Уж точно не по конъюнктурным соображениям. Тогда изучение ислама было крайне непопулярным. После окончания арабского отделения Восточного факультета Ленинградского Государственного Университета я поехал по распределению в Душанбе, где я получил возможность наблюдать ислам, что называется, в быту. Мне это стало интересно, и я решил писать диссертацию по исламоведческой проблематике. Так из арабиста я превратился в исламоведа. Я стал изучать шиитскую доксографическую традицию.

- А насколько актуально в наши дни изучать догматические разногласия среди шиитов?

- Без понимания сути идейных разногласий в мусульманской среде в прошлом невозможно понять многие явления, имеющие место в современном мусульманском мире. Тот же конфликт т.н. последователей традиционного ислама в России и салафитов может быть правильно проанализирован только человеком, которому известны хотя бы основные сведения об идейных разногласиях в раннем исламе. Что касается шиитов, то изучать их надо хотя бы потому, что они внесли огромный вклад в копилку великой исламской цивилизации, а сам ислам, в свою очередь существенно обогатил мировую цивилизацию.

(Вопросы задавал к.ю.н. Р. Беккин)

вернуться
(C) Ренат Беккин, 2004 - 2013